Поиск по сайтуНовости кафедры
Статьи
Баннеры |
Материалы КФТ «Арссеан»УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬОб осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс (В редакции Указа Президента Республики Беларусь от 31.05.2016 г. №184) В целях регулирования деятельности юридических лиц по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций c беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс):
юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован с учетом требований настоящего Указа в размере не менее 200 тыс. белорусских рублей, и включенные Национальным банком в реестр форекс-компаний (далее - форекс-компании); Национальный форекс-центр; банки; небанковские кредитно-финансовые организации. Совершение инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не указанными в части первой настоящего пункта, является незаконным и запрещается. (В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.05.2016 г. №184) (см. предыдущую редакцию)
Открытие позиции производится юридическим или физическим лицом, заключившим соглашение о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами с форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией (далее - клиент), путем направления распоряжения о фиксации цены базового актива. Закрытие позиции производится клиентом путем направления форекс-компании, Национальному форекс-центру, банку, небанковской кредитно-финансовой организации, с которыми заключено соглашение о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее - соглашение), распоряжения о фиксации цены базового актива. Закрытие позиции может быть произведено форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в порядке, установленном соглашением, путем самостоятельной фиксации цены базового актива, если денежных средств в иностранной валюте, внесенных клиентом для открытия и (или) поддержания своей открытой позиции (далее - маржинальное обеспечение), недостаточно для поддержания своей открытой позиции. Базовыми активами по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами могут выступать иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги, нефть, а также иные базовые активы, определяемые Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком. Операция с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами может осуществляться в отношении совокупности базовых активов.
По условиям соглашения форекс-компания, Национальный форекс-центр, банк, небанковская кредитно-финансовая организация принимают на себя обязательства совершать от своего имени и за свой счет посредством связи с клиентом через глобальную компьютерную сеть Интернет и (или) с использованием иных технических средств инициируемые клиентом операции с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. Существенными условиями соглашения являются: порядок внесения клиентом маржинального обеспечения, его учета и возврата клиенту. При этом начисленная, но не полученная клиентом положительная разница цен по совершенной операции с беспоставочным внебиржевым финансовым инструментом включается в состав маржинального обеспечения, если в соглашении не определено иное; порядок определения соотношения суммы, указанной в распоряжении клиента о фиксации цены базового актива при открытии позиции, и суммы маржинального обеспечения (далее - маржинальное плечо); порядок определения цен базовых активов; порядок закрытия позиции форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией при недостаточности маржинального обеспечения клиента для поддержания открытой позиции; порядок и сроки расчетов между клиентом и форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией; порядок инициирования клиентом совершения операции с беспоставочным внебиржевым финансовым инструментом путем направления распоряжения; размер или порядок определения размера вознаграждения форекс-компании, Национального форекс-центра, банка, небанковской кредитно-финансовой организации за совершение операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также порядок и сроки его уплаты; порядок и сроки представления клиенту отчетов о совершенных операциях с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, понесенных клиентом расходах, полученных клиентом доходах; иные условия, определенные соглашением сторон в качестве существенных с соблюдением требований настоящего Указа и других актов законодательства. Порядок совершения форекс-компаниями, Национальным форекс-центром, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами определяется в утверждаемых ими правилах совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее - правила совершения операций). Требования к содержанию таких правил устанавливаются Национальным банком.
заявление о включении в реестр по форме, установленной Национальным банком; копию устава юридического лица; копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда юридического лица в размере не менее установленного в абзаце втором части первой пункта 1 настоящего Указа с учетом требований настоящего Указа; копии документов, подтверждающих соответствие руководителя юридического лица и сотрудников подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения), предъявляемым к ним квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предусмотренным в пункте 5 настоящего Указа; копии документов, подтверждающих соответствие учредителя (участника) юридического лица предъявляемым к нему требованиям к деловой репутации, предусмотренным в части второй пункта 5 настоящего Указа; копии трудовых книжек руководителя юридического лица и сотрудников подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения). Национальный банк отказывает юридическому лицу в принятии заявления в случае, если представлены не все документы, предусмотренные в части первой настоящего пункта. Рассмотрение Национальным банком представленных юридическим лицом документов для включения в реестр и принятие решения о включении (отказе во включении) юридического лица в реестр осуществляются в течение 30 рабочих дней после получения документов, предусмотренных в части первой настоящего пункта. Факт включения юридического лица в реестр подтверждается свидетельством о включении в реестр, выдаваемым Национальным банком по устанавливаемой им форме не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. Юридическое лицо включается в реестр с даты принятия решения о включении его в реестр. Плата за рассмотрение документов, включение юридического лица в реестр и выдачу свидетельства о включении в реестр не взимается. Национальный банк принимает решение об отказе во включении юридического лица в реестр в случаях: несоблюдения юридическим лицом на день подачи заявления о включении в реестр требования о формировании уставного фонда в размере не менее установленного в абзаце втором части первой пункта 1 настоящего Указа или порядка его формирования, установленного настоящим Указом; несоответствия руководителя юридического лица и (или) сотрудников подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения), предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, предусмотренным в пункте 5 настоящего Указа; несоответствия учредителя (участника) юридического лица предъявляемым к нему требованиям к деловой репутации, предусмотренным в части второй пункта 5 настоящего Указа; обращения за включением в реестр до истечения срока, установленного в части десятой настоящего пункта; представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов; наличия в Национальном банке информации, в том числе поступившей от иностранного государства, о том, что учредитель (участник) юридического лица является (являлся) учредителем, участником, руководителем, иным должностным лицом юридического лица, в том числе иностранного юридического лица, у которого было отозвано специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности на внебиржевом рынке Форекс, банковской, микрофинансовой либо иной финансовой деятельности или в отношении которого были приняты иные меры, аналогичные по последствиям, либо соответствующее физическое лицо совершило виновные действия, являющиеся основаниями для утраты доверия к нему. Решение Национального банка об отказе во включении в реестр может быть обжаловано в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия. Основанием для исключения Национальным банком форекс-компании из реестра могут являться: заявление форекс-компании; исключение юридического лица, являющегося форекс-компанией, из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; осуществление форекс-компанией видов деятельности, не указанных в абзацах четвертом-шестом части первой пункта 15 настоящего Указа; систематическое (два раза и более в течение календарного года) неисполнение форекс-компанией письменных предписаний и (или) требований Национального банка (несвоевременное их исполнение); наличие в Национальном банке информации, в том числе поступившей от иностранного государства, о том, что учредитель (участник) юридического лица является (являлся) учредителем, участником, руководителем, иным должностным лицом юридического лица, в том числе иностранного юридического лица, у которого было отозвано специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности на внебиржевом рынке Форекс, банковской, микрофинансовой либо иной финансовой деятельности или в отношении которого были приняты иные меры, аналогичные по последствиям, либо соответствующее физическое лицо совершило виновные действия, являющиеся основаниями для утраты доверия к нему. Национальный банк в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об исключении форекс-компании из реестра письменно уведомляет ее об этом с указанием оснований такого исключения. Юридическое лицо, исключенное из реестра по основанию, предусмотренному в абзаце пятом части восьмой настоящего пункта, вправе обратиться в Национальный банк за включением в реестр по истечении двух лет со дня принятия решения об исключении его из реестра. При принятии Национальным банком решения об исключении форекс-компании из реестра организация обязана в течение месяца с даты принятия решения об исключении ее из реестра исполнить все свои денежные обязательства перед клиентами в соответствии с заключенными соглашениями либо передать такие обязательства другой форекс-компании, определяемой Национальным банком, с одновременной передачей суммы денежных средств, внесенных клиентами в качестве маржинального обеспечения, размещаемых на текущих (расчетных) банковских счетах со специальным режимом функционирования (далее - обеспечительный капитал), в размере, соответствующем передаваемым обязательствам. Решение Национального банка об исключении из реестра может быть обжаловано в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия. Реестр публикуется на сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет в открытом доступе.
Требованиями к деловой репутации, предъявляемыми к учредителю (участнику), руководителю форекс-компании, руководителю Национального форекс-центра, сотрудникам подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения), форекс-компании, Национального форекс-центра, являются: отсутствие в течение последних двух лет фактов прекращения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения лицом виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к нему со стороны нанимателя; отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности; отсутствие постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.
Национальным форекс-центром может быть только хозяйственное общество, в уставном фонде которого более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь. Национальный форекс-центр осуществляет деятельность по совершению инициируемых форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, выступающими в качестве его клиентов, операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в порядке, установленном настоящим Указом для форекс-компаний, с учетом особенностей, предусмотренных Положением о деятельности Национального форекс-центра, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком. Основными задачами Национального форекс-центра являются: сбор, систематизация, учет и хранение отчетности обо всех совершаемых форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операциях с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами и ее представление в Национальный банк; сбор, систематизация, учет и хранение отчетности, необходимой для оценки финансовой устойчивости форекс-компаний. При возникновении существенных рисков для финансовой устойчивости форекс-компании Национальный форекс-центр информирует об этом Национальный банк в день выявления такого риска; формирование гарантийного фонда в целях исполнения обязательств форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций по возврату клиентам маржинального обеспечения при невозможности исполнения форекс-компаниями таких обязательств за счет собственных средств и обеспечительного капитала, а банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями - за счет собственных средств; выявление нарушений совершения форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами и информирование о таких нарушениях Национального банка в порядке и сроки, установленные Национальным банком; выполнение иных функций, предусмотренных настоящим Указом, Положением о деятельности Национального форекс-центра и иным законодательством.
Порядок формирования гарантийного фонда, в том числе внесения форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями взносов в гарантийный фонд и размер этих взносов, порядок возврата внесенных средств форекс-компаниям, банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям, предельный размер выплат из гарантийного фонда клиентам по обязательствам форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливаются в Положении о деятельности Национального форекс-центра.
составлять и представлять отчетность в Национальный банк, форма, объем, сроки и порядок представления которой устанавливаются Национальным банком; предоставлять клиентам полную и достоверную информацию о порядке и об условиях совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, о правах клиента и его обязанностях; иметь сайт в глобальной компьютерной сети Интернет; размещать текст правил совершения операций в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними клиентов, и на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет; уведомлять клиентов об изменении правил совершения операций не позднее 10 календарных дней до дня вступления изменений в силу путем размещения соответствующей информации на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет либо в ином порядке, определяемом в соглашении о совершении операций с беспоставочными финансовыми инструментами; формировать и вести учет своих обязательств по каждому из клиентов и хранить данную информацию не менее двух лет с даты исполнения сторонами всех обязательств по соглашению; разработать и утвердить регламент подачи, обработки и исполнения распоряжений клиентов о фиксации цены базового актива при совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами; исполнять распоряжения клиента о фиксации цены базового актива при совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами на лучших для клиента условиях в данный момент времени; выполнять иные обязанности, установленные законодательством. При рекламировании своей деятельности, совершаемых операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами форекс-компания, Национальный форекс-центр, банк, небанковская кредитно-финансовая организация обязаны указывать на рискованный характер совершаемых операций, в частности информировать, что возможность получения прибыли неразрывно связана с риском получения убытков. При этом форекс-компания, Национальный форекс-центр, банк, небанковская кредитно-финансовая организация не вправе: указывать информацию, не подтвержденную документально; способствовать формированию впечатления, что получение дохода в результате совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами может быть гарантировано; включать ссылки на полученные прибыли в прошлом без упоминания того, что результаты в прошлом никак не связаны с возможными результатами в будущем; указывать предполагаемый размер доходов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
использовать программное обеспечение, предоставляемое на основании соответствующего лицензионного договора Национальным форекс-центром, и (или) программное обеспечение, прошедшее проверку и признанное Национальным форекс-центром соответствующим установленным Национальным банком требованиям к программному обеспечению. Порядок проведения проверки программного обеспечения устанавливается Национальным банком; вносить взносы в гарантийный фонд, формируемый Национальным форекс-центром; составлять и представлять в Национальный форекс-центр отчетность обо всех совершаемых операциях с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а форекс-компания - также отчетность, необходимую для оценки ее финансовой устойчивости, форма, объем, сроки и порядок представления которой устанавливаются Национальным банком.
соблюдать финансовые нормативы и требования, установленные Национальным банком в соответствии с настоящим Указом; иметь в организационной структуре подразделение (сотрудника), осуществляющее в соответствии с требованиями, установленными Национальным банком, мероприятия, направленные на снижение рисков, связанных с осуществлением деятельности на внебиржевом рынке Форекс (далее - управление рисками); иметь в организационной структуре подразделение, осуществляющее внутренний контроль, включающий контроль за сохранностью активов и вложений форекс-компании, Национального форекс-центра, достоверностью, полнотой, объективностью и своевременностью ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности, за осуществлением мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, за эффективностью функционирования систем управления рисками, деятельностью информационных систем, управления информационными потоками (получением и передачей информации), обеспечения информационной безопасности, за работой с обращениями граждан и юридических лиц; разработать локальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей части подразделений (сотрудников); уведомлять Национальный банк о назначении на должность и увольнении руководителя форекс-компании, Национального форекс-центра, сотрудников структурного подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя этого подразделения), в пятидневный срок с даты назначения и увольнения. При этом к уведомлению о назначении указанных лиц прилагаются документы, указанные в абзаце пятом части первой пункта 4 настоящего Указа; формировать обеспечительный капитал в целях безусловного выполнения своих обязательств перед клиентами по возврату маржинального обеспечения, повышения финансовой устойчивости. Минимальный размер обеспечительного капитала, порядок его формирования, пополнения и использования устанавливаются Национальным банком.
часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, установленному в абзаце втором части первой пункта 1 настоящего Указа, должна быть внесена денежными средствами; часть уставного фонда, превышающая указанный минимальный размер, может быть сформирована путем внесения собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица неденежных вкладов в порядке, установленном законодательством и учредительными документами этой организации. Оплата нерезидентами* долей в уставных фондах (акций) форекс-компаний производится исключительно денежными средствами. ______________________________ * Термины "резидент" и "нерезидент" имеют значения, определенные в пунктах 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №85, 2/978).
В случае возбуждения дела о признании форекс-компании экономически несостоятельной (банкротом) средства обеспечительного капитала не включаются в состав ее имущества и могут направляться только на расчеты с клиентами - физическими лицами, а после полного удовлетворения их требований - на расчеты с клиентами - юридическими лицами. Оставшиеся средства направляются на расчеты по обязательствам форекс-компании в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Форекс-компания обязана при ликвидации выполнить обязательства, принятые по соглашениям, либо передать такие обязательства другой форекс-компании, определяемой Национальным банком, с одновременной передачей средств обеспечительного капитала в размере, соответствующем передаваемым обязательствам.
В случае отсутствия у Национального форекс-центра технической возможности совершать беспоставочные операции с внебиржевыми финансовыми инструментами при выводе на него форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) такие форекс-компании, банки, небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществить вывод этой позиции на внешнего контрагента, соответствующего критериям, установленным Национальным банком в соответствии с абзацем двенадцатым части первой пункта 17 настоящего Указа. Предел риска форекс-компании определяется как предельное соотношение совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) по отдельному базовому активу и собственного капитала форекс-компании, предел риска Национального форекс-центра - как предельное соотношение совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) по отдельному базовому активу и собственного капитала Национального форекс-центра. Собственный капитал форекс-компании, Национального форекс-центра составляют уставный фонд, добавочный фонд, резервный фонд, прибыль прошлых лет и текущего года, а также фонды, созданные за счет прибыли. Требование, предусмотренное в части первой настоящего пункта, не распространяется на форекс-компании при соблюдении ими критериев, установленных Национальным банком в соответствии с абзацем одиннадцатым части первой пункта 17 настоящего Указа, для вывода совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) на внешнего контрагента, соответствующего критериям, установленным Национальным банком в соответствии с абзацем двенадцатым части первой пункта 17 настоящего Указа.
с клиентами (резидентами и нерезидентами) по заключенным соглашениям; с Национальным форекс-центром при формировании гарантийного фонда; с внешними контрагентами - резидентами в целях управления рисками, возникающими в связи с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в целях управления рисками, возникающими в связи с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также для внесения денежных средств в гарантийный фонд; без разрешения Национального банка открывать счета в банках-нерезидентах и совершать по ним валютно-обменные операции на внешнем валютном рынке в целях управления рисками, возникающими в связи с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, в том числе в целях вывода совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) на внешнего контрагента; дополнительно к деятельности на внебиржевом рынке Форекс осуществлять в установленном порядке следующие виды деятельности: оказывать консультационные услуги, связанные с деятельностью на внебиржевом рынке Форекс; осуществлять реализацию образовательной программы (обучающих курсов, лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) по вопросам совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. Осуществление форекс-компанией видов деятельности, не указанных в абзацах четвертом-шестом части первой настоящего пункта, запрещается.
использовать иностранную валюту при расчетах с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями по заключенным соглашениям, при формировании гарантийного фонда, а также при осуществлении выплат из гарантийного фонда клиентам по обязательствам форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; приобретать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, открывать без разрешения Национального банка счета в банках-нерезидентах и совершать по ним валютно-обменные операции на внешнем валютном рынке для целей, предусмотренных Положением о деятельности Национального форекс-центра.
формирует и ведет реестр в определяемом им порядке; устанавливает формы заявления юридического лица о включении в реестр и свидетельства о включении в реестр; устанавливает минимальный размер обеспечительного капитала, порядок его формирования, пополнения и использования; устанавливает требования к содержанию правил совершения операций; устанавливает предел риска форекс-компании; устанавливает предел риска Национального форекс-центра при совершении Национальным форекс-центром с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в отношении совокупной открытой позиции их клиентов (суммы открытых позиций клиентов); устанавливает порядок проведения Национальным форекс-центром проверки программного обеспечения на соответствие установленным Национальным банком требованиям; устанавливает формы и объем отчетности, представляемые форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, сроки и порядок их составления и представления в Национальный банк и Национальный форекс-центр; устанавливает формы и объем отчетности, представляемые Национальным форекс-центром в Национальный банк, а также сроки и порядок их составления и представления; устанавливает критерии, при соблюдении которых форекс-компания вправе осуществлять вывод совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) на внешнего контрагента с учетом ограничений, установленных настоящим Указом; устанавливает критерии в отношении внешних контрагентов, на которые форекс-компании вправе осуществлять вывод совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов); устанавливает требования: к программному обеспечению, необходимому для осуществления деятельности на внебиржевом рынке Форекс посредством глобальной компьютерной сети Интернет и (или) использования иных технических средств и представления отчетности в Национальный форекс-центр и Национальный банк; к организации внутреннего контроля и управления рисками в форекс-компаниях, Национальном форекс-центре; к режиму функционирования текущего (расчетного) банковского счета со специальным режимом функционирования для формирования и использования обеспечительного капитала.
выступать заказчиком аудиторской услуги по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности форекс-компании; устанавливать предельный размер маржинального плеча; устанавливать минимальные размеры резервов форекс-компаний, порядок их формирования; устанавливать для форекс-компаний финансовые нормативы, включая нормативы ликвидности и предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных от клиентов, к собственному капиталу форекс-компании, а также размеры таких нормативов.
В рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, Национальный банк вправе направлять обязательные для исполнения: требование (предписание) об устранении выявленных нарушений; требование о принятии форекс-компанией мер по улучшению ее финансового состояния в случае создания положения, угрожающего финансовой надежности данной организации, своевременному и полному исполнению ею своих обязательств; требование о внесении средств в гарантийный фонд (в том числе при поступлении от Национального форекс-центра информации о неисполнении форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией обязанности по формированию гарантийного фонда); предписание о запрете привлечения форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией денежных средств клиентов по соглашениям; предписание о запрете на совершение операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в случаях, установленных в части третьей настоящего пункта; требование об отстранении от занимаемой должности руководителя форекс-компании, сотрудника подразделения (включая его руководителя), осуществляющего внутренний контроль, в случаях, установленных в части третьей настоящего пункта. Основанием для направления Национальным банком предписаний и требования, предусмотренных в абзацах пятом-седьмом части второй настоящего пункта, могут являться следующие нарушения, выявленные в ходе проверок, в том числе камеральных проверок: несоблюдение форекс-компанией минимального размера уставного фонда форекс-компании; несоблюдение форекс-компанией минимального размера обеспечительного капитала; несоблюдение форекс-компанией размеров финансовых нормативов (финансового норматива) в случае их установления Национальным банком; несоответствие руководителя форекс-компании, сотрудника подразделения (включая его руководителя), осуществляющего внутренний контроль, предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации; непринятие мер по улучшению финансового состояния форекс-компании в случае создания положения, угрожающего финансовой надежности данной организации, своевременному и полному исполнению ею своих обязательств; систематическое (два раза и более в течение календарного года) непредставление (несвоевременное представление, представление недостоверной) отчетности форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в Национальный банк, Национальный форекс-центр; систематическое (два раза и более в течение календарного года) нарушение форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией требования об исполнении распоряжения клиента о фиксации цены базового актива при совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами на лучших для клиента условиях в данный момент времени; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несоблюдение предельного размера маржинального плеча в случае его установления Национальным банком; систематическое (два раза и более в течение календарного года) нарушение форекс-компанией порядка формирования, пополнения и (или) использования обеспечительного капитала.
освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, полученные физическими лицами по заключенным с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями соглашениям; ставка налога на прибыль, установленная пунктом 1 статьи 142 Налогового кодекса Республики Беларусь, понижается на 50 процентов при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности на внебиржевом рынке Форекс.
22.1. в пункте 12 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. №320 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №58, 1/2748; 2007 г., №148, 1/8682; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.02.2013, 1/14055; 27.02.2014, 1/14857; 03.07.2014, 1/15134; 30.12.2014, 1/15537): абзац пятьдесят девятый после слова "организациями" дополнить словом ", форекс-компаниями"; после абзаца шестидесятого дополнить пункт абзацами следующего содержания: "осуществляет в соответствии с законодательными актами регулирование деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс); осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);"; абзац шестьдесят первый считать абзацем шестьдесят третьим; 22.2. в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №253, 1/11062; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654; 27.02.2014, 1/14857; 03.07.2014, 1/15134): абзац седьмой части первой пункта 5 дополнить словами ", и в рамках проведения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс)"; графу "Сфера контроля (надзора)" пункта 3 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного этим Указом, дополнить абзацем восьмым следующего содержания: "контроль за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс)"; критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденные этим Указом, дополнить пунктом 16-1 следующего содержания: "16-1. Привлечение денежных средств от физических лиц высокая форекс-компании".
приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом; принять иные меры по реализации настоящего Указа.
26.1. пункты 1-24 через девять месяцев после официального опубликования настоящего Указа; 26.2. иные положения этого Указа - после официального опубликования настоящего Указа. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 4 июня 2015 года №231 Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс (В редакции Указа Президента Республики Беларусь от 31.05.2016 г. №184) В целях регулирования деятельности юридических лиц по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций c беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс):
юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован с учетом требований настоящего Указа в размере не менее 200 тыс. белорусских рублей, и включенные Национальным банком в реестр форекс-компаний (далее - форекс-компании); Национальный форекс-центр; банки; небанковские кредитно-финансовые организации. Совершение инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не указанными в части первой настоящего пункта, является незаконным и запрещается. (В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.05.2016 г. №184) (см. предыдущую редакцию)
Открытие позиции производится юридическим или физическим лицом, заключившим соглашение о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами с форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией (далее - клиент), путем направления распоряжения о фиксации цены базового актива. Закрытие позиции производится клиентом путем направления форекс-компании, Национальному форекс-центру, банку, небанковской кредитно-финансовой организации, с которыми заключено соглашение о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее - соглашение), распоряжения о фиксации цены базового актива. Закрытие позиции может быть произведено форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в порядке, установленном соглашением, путем самостоятельной фиксации цены базового актива, если денежных средств в иностранной валюте, внесенных клиентом для открытия и (или) поддержания своей открытой позиции (далее - маржинальное обеспечение), недостаточно для поддержания своей открытой позиции. Базовыми активами по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами могут выступать иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги, нефть, а также иные базовые активы, определяемые Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком. Операция с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами может осуществляться в отношении совокупности базовых активов.
По условиям соглашения форекс-компания, Национальный форекс-центр, банк, небанковская кредитно-финансовая организация принимают на себя обязательства совершать от своего имени и за свой счет посредством связи с клиентом через глобальную компьютерную сеть Интернет и (или) с использованием иных технических средств инициируемые клиентом операции с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. Существенными условиями соглашения являются: порядок внесения клиентом маржинального обеспечения, его учета и возврата клиенту. При этом начисленная, но не полученная клиентом положительная разница цен по совершенной операции с беспоставочным внебиржевым финансовым инструментом включается в состав маржинального обеспечения, если в соглашении не определено иное; порядок определения соотношения суммы, указанной в распоряжении клиента о фиксации цены базового актива при открытии позиции, и суммы маржинального обеспечения (далее - маржинальное плечо); порядок определения цен базовых активов; порядок закрытия позиции форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией при недостаточности маржинального обеспечения клиента для поддержания открытой позиции; порядок и сроки расчетов между клиентом и форекс-компанией, Национальным форекс-центром, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией; порядок инициирования клиентом совершения операции с беспоставочным внебиржевым финансовым инструментом путем направления распоряжения; размер или порядок определения размера вознаграждения форекс-компании, Национального форекс-центра, банка, небанковской кредитно-финансовой организации за совершение операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также порядок и сроки его уплаты; порядок и сроки представления клиенту отчетов о совершенных операциях с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, понесенных клиентом расходах, полученных клиентом доходах; иные условия, определенные соглашением сторон в качестве существенных с соблюдением требований настоящего Указа и других актов законодательства. Порядок совершения форекс-компаниями, Национальным форекс-центром, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами определяется в утверждаемых ими правилах совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее - правила совершения операций). Требования к содержанию таких правил устанавливаются Национальным банком.
заявление о включении в реестр по форме, установленной Национальным банком; копию устава юридического лица; копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда юридического лица в размере не менее установленного в абзаце втором части первой пункта 1 настоящего Указа с учетом требований настоящего Указа; копии документов, подтверждающих соответствие руководителя юридического лица и сотрудников подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения), предъявляемым к ним квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предусмотренным в пункте 5 настоящего Указа; копии документов, подтверждающих соответствие учредителя (участника) юридического лица предъявляемым к нему требованиям к деловой репутации, предусмотренным в части второй пункта 5 настоящего Указа; копии трудовых книжек руководителя юридического лица и сотрудников подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения). Национальный банк отказывает юридическому лицу в принятии заявления в случае, если представлены не все документы, предусмотренные в части первой настоящего пункта. Рассмотрение Национальным банком представленных юридическим лицом документов для включения в реестр и принятие решения о включении (отказе во включении) юридического лица в реестр осуществляются в течение 30 рабочих дней после получения документов, предусмотренных в части первой настоящего пункта. Факт включения юридического лица в реестр подтверждается свидетельством о включении в реестр, выдаваемым Национальным банком по устанавливаемой им форме не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. Юридическое лицо включается в реестр с даты принятия решения о включении его в реестр. Плата за рассмотрение документов, включение юридического лица в реестр и выдачу свидетельства о включении в реестр не взимается. Национальный банк принимает решение об отказе во включении юридического лица в реестр в случаях: несоблюдения юридическим лицом на день подачи заявления о включении в реестр требования о формировании уставного фонда в размере не менее установленного в абзаце втором части первой пункта 1 настоящего Указа или порядка его формирования, установленного настоящим Указом; несоответствия руководителя юридического лица и (или) сотрудников подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения), предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, предусмотренным в пункте 5 настоящего Указа; несоответствия учредителя (участника) юридического лица предъявляемым к нему требованиям к деловой репутации, предусмотренным в части второй пункта 5 настоящего Указа; обращения за включением в реестр до истечения срока, установленного в части десятой настоящего пункта; представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов; наличия в Национальном банке информации, в том числе поступившей от иностранного государства, о том, что учредитель (участник) юридического лица является (являлся) учредителем, участником, руководителем, иным должностным лицом юридического лица, в том числе иностранного юридического лица, у которого было отозвано специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности на внебиржевом рынке Форекс, банковской, микрофинансовой либо иной финансовой деятельности или в отношении которого были приняты иные меры, аналогичные по последствиям, либо соответствующее физическое лицо совершило виновные действия, являющиеся основаниями для утраты доверия к нему. Решение Национального банка об отказе во включении в реестр может быть обжаловано в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия. Основанием для исключения Национальным банком форекс-компании из реестра могут являться: заявление форекс-компании; исключение юридического лица, являющегося форекс-компанией, из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; осуществление форекс-компанией видов деятельности, не указанных в абзацах четвертом-шестом части первой пункта 15 настоящего Указа; систематическое (два раза и более в течение календарного года) неисполнение форекс-компанией письменных предписаний и (или) требований Национального банка (несвоевременное их исполнение); наличие в Национальном банке информации, в том числе поступившей от иностранного государства, о том, что учредитель (участник) юридического лица является (являлся) учредителем, участником, руководителем, иным должностным лицом юридического лица, в том числе иностранного юридического лица, у которого было отозвано специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности на внебиржевом рынке Форекс, банковской, микрофинансовой либо иной финансовой деятельности или в отношении которого были приняты иные меры, аналогичные по последствиям, либо соответствующее физическое лицо совершило виновные действия, являющиеся основаниями для утраты доверия к нему. Национальный банк в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об исключении форекс-компании из реестра письменно уведомляет ее об этом с указанием оснований такого исключения. Юридическое лицо, исключенное из реестра по основанию, предусмотренному в абзаце пятом части восьмой настоящего пункта, вправе обратиться в Национальный банк за включением в реестр по истечении двух лет со дня принятия решения об исключении его из реестра. При принятии Национальным банком решения об исключении форекс-компании из реестра организация обязана в течение месяца с даты принятия решения об исключении ее из реестра исполнить все свои денежные обязательства перед клиентами в соответствии с заключенными соглашениями либо передать такие обязательства другой форекс-компании, определяемой Национальным банком, с одновременной передачей суммы денежных средств, внесенных клиентами в качестве маржинального обеспечения, размещаемых на текущих (расчетных) банковских счетах со специальным режимом функционирования (далее - обеспечительный капитал), в размере, соответствующем передаваемым обязательствам. Решение Национального банка об исключении из реестра может быть обжаловано в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия. Реестр публикуется на сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет в открытом доступе.
Требованиями к деловой репутации, предъявляемыми к учредителю (участнику), руководителю форекс-компании, руководителю Национального форекс-центра, сотрудникам подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя такого подразделения), форекс-компании, Национального форекс-центра, являются: отсутствие в течение последних двух лет фактов прекращения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения лицом виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к нему со стороны нанимателя; отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности; отсутствие постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.
Национальным форекс-центром может быть только хозяйственное общество, в уставном фонде которого более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь. Национальный форекс-центр осуществляет деятельность по совершению инициируемых форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, выступающими в качестве его клиентов, операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в порядке, установленном настоящим Указом для форекс-компаний, с учетом особенностей, предусмотренных Положением о деятельности Национального форекс-центра, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком. Основными задачами Национального форекс-центра являются: сбор, систематизация, учет и хранение отчетности обо всех совершаемых форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операциях с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами и ее представление в Национальный банк; сбор, систематизация, учет и хранение отчетности, необходимой для оценки финансовой устойчивости форекс-компаний. При возникновении существенных рисков для финансовой устойчивости форекс-компании Национальный форекс-центр информирует об этом Национальный банк в день выявления такого риска; формирование гарантийного фонда в целях исполнения обязательств форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций по возврату клиентам маржинального обеспечения при невозможности исполнения форекс-компаниями таких обязательств за счет собственных средств и обеспечительного капитала, а банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями - за счет собственных средств; выявление нарушений совершения форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами и информирование о таких нарушениях Национального банка в порядке и сроки, установленные Национальным банком; выполнение иных функций, предусмотренных настоящим Указом, Положением о деятельности Национального форекс-центра и иным законодательством.
Порядок формирования гарантийного фонда, в том числе внесения форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями взносов в гарантийный фонд и размер этих взносов, порядок возврата внесенных средств форекс-компаниям, банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям, предельный размер выплат из гарантийного фонда клиентам по обязательствам форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливаются в Положении о деятельности Национального форекс-центра.
составлять и представлять отчетность в Национальный банк, форма, объем, сроки и порядок представления которой устанавливаются Национальным банком; предоставлять клиентам полную и достоверную информацию о порядке и об условиях совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, о правах клиента и его обязанностях; иметь сайт в глобальной компьютерной сети Интернет; размещать текст правил совершения операций в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними клиентов, и на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет; уведомлять клиентов об изменении правил совершения операций не позднее 10 календарных дней до дня вступления изменений в силу путем размещения соответствующей информации на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет либо в ином порядке, определяемом в соглашении о совершении операций с беспоставочными финансовыми инструментами; формировать и вести учет своих обязательств по каждому из клиентов и хранить данную информацию не менее двух лет с даты исполнения сторонами всех обязательств по соглашению; разработать и утвердить регламент подачи, обработки и исполнения распоряжений клиентов о фиксации цены базового актива при совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами; исполнять распоряжения клиента о фиксации цены базового актива при совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами на лучших для клиента условиях в данный момент времени; выполнять иные обязанности, установленные законодательством. При рекламировании своей деятельности, совершаемых операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами форекс-компания, Национальный форекс-центр, банк, небанковская кредитно-финансовая организация обязаны указывать на рискованный характер совершаемых операций, в частности информировать, что возможность получения прибыли неразрывно связана с риском получения убытков. При этом форекс-компания, Национальный форекс-центр, банк, небанковская кредитно-финансовая организация не вправе: указывать информацию, не подтвержденную документально; способствовать формированию впечатления, что получение дохода в результате совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами может быть гарантировано; включать ссылки на полученные прибыли в прошлом без упоминания того, что результаты в прошлом никак не связаны с возможными результатами в будущем; указывать предполагаемый размер доходов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
использовать программное обеспечение, предоставляемое на основании соответствующего лицензионного договора Национальным форекс-центром, и (или) программное обеспечение, прошедшее проверку и признанное Национальным форекс-центром соответствующим установленным Национальным банком требованиям к программному обеспечению. Порядок проведения проверки программного обеспечения устанавливается Национальным банком; вносить взносы в гарантийный фонд, формируемый Национальным форекс-центром; составлять и представлять в Национальный форекс-центр отчетность обо всех совершаемых операциях с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а форекс-компания - также отчетность, необходимую для оценки ее финансовой устойчивости, форма, объем, сроки и порядок представления которой устанавливаются Национальным банком.
соблюдать финансовые нормативы и требования, установленные Национальным банком в соответствии с настоящим Указом; иметь в организационной структуре подразделение (сотрудника), осуществляющее в соответствии с требованиями, установленными Национальным банком, мероприятия, направленные на снижение рисков, связанных с осуществлением деятельности на внебиржевом рынке Форекс (далее - управление рисками); иметь в организационной структуре подразделение, осуществляющее внутренний контроль, включающий контроль за сохранностью активов и вложений форекс-компании, Национального форекс-центра, достоверностью, полнотой, объективностью и своевременностью ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности, за осуществлением мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, за эффективностью функционирования систем управления рисками, деятельностью информационных систем, управления информационными потоками (получением и передачей информации), обеспечения информационной безопасности, за работой с обращениями граждан и юридических лиц; разработать локальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей части подразделений (сотрудников); уведомлять Национальный банк о назначении на должность и увольнении руководителя форекс-компании, Национального форекс-центра, сотрудников структурного подразделения, осуществляющего внутренний контроль (включая руководителя этого подразделения), в пятидневный срок с даты назначения и увольнения. При этом к уведомлению о назначении указанных лиц прилагаются документы, указанные в абзаце пятом части первой пункта 4 настоящего Указа; формировать обеспечительный капитал в целях безусловного выполнения своих обязательств перед клиентами по возврату маржинального обеспечения, повышения финансовой устойчивости. Минимальный размер обеспечительного капитала, порядок его формирования, пополнения и использования устанавливаются Национальным банком.
часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, установленному в абзаце втором части первой пункта 1 настоящего Указа, должна быть внесена денежными средствами; часть уставного фонда, превышающая указанный минимальный размер, может быть сформирована путем внесения собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица неденежных вкладов в порядке, установленном законодательством и учредительными документами этой организации. Оплата нерезидентами* долей в уставных фондах (акций) форекс-компаний производится исключительно денежными средствами. ______________________________ * Термины "резидент" и "нерезидент" имеют значения, определенные в пунктах 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №85, 2/978).
В случае возбуждения дела о признании форекс-компании экономически несостоятельной (банкротом) средства обеспечительного капитала не включаются в состав ее имущества и могут направляться только на расчеты с клиентами - физическими лицами, а после полного удовлетворения их требований - на расчеты с клиентами - юридическими лицами. Оставшиеся средства направляются на расчеты по обязательствам форекс-компании в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Форекс-компания обязана при ликвидации выполнить обязательства, принятые по соглашениям, либо передать такие обязательства другой форекс-компании, определяемой Национальным банком, с одновременной передачей средств обеспечительного капитала в размере, соответствующем передаваемым обязательствам.
В случае отсутствия у Национального форекс-центра технической возможности совершать беспоставочные операции с внебиржевыми финансовыми инструментами при выводе на него форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) такие форекс-компании, банки, небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществить вывод этой позиции на внешнего контрагента, соответствующего критериям, установленным Национальным банком в соответствии с абзацем двенадцатым части первой пункта 17 настоящего Указа. Предел риска форекс-компании определяется как предельное соотношение совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) по отдельному базовому активу и собственного капитала форекс-компании, предел риска Национального форекс-центра - как предельное соотношение совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) по отдельному базовому активу и собственного капитала Национального форекс-центра. Собственный капитал форекс-компании, Национального форекс-центра составляют уставный фонд, добавочный фонд, резервный фонд, прибыль прошлых лет и текущего года, а также фонды, созданные за счет прибыли. Требование, предусмотренное в части первой настоящего пункта, не распространяется на форекс-компании при соблюдении ими критериев, установленных Национальным банком в соответствии с абзацем одиннадцатым части первой пункта 17 настоящего Указа, для вывода совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) на внешнего контрагента, соответствующего критериям, установленным Национальным банком в соответствии с абзацем двенадцатым части первой пункта 17 настоящего Указа.
с клиентами (резидентами и нерезидентами) по заключенным соглашениям; с Национальным форекс-центром при формировании гарантийного фонда; с внешними контрагентами - резидентами в целях управления рисками, возникающими в связи с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.
осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в целях управления рисками, возникающими в связи с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также для внесения денежных средств в гарантийный фонд; без разрешения Национального банка открывать счета в банках-нерезидентах и совершать по ним валютно-обменные операции на внешнем валютном рынке в целях управления рисками, возникающими в связи с совершением операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, в том числе в целях вывода совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) на внешнего контрагента; дополнительно к деятельности на внебиржевом рынке Форекс осуществлять в установленном порядке следующие виды деятельности: оказывать консультационные услуги, связанные с деятельностью на внебиржевом рынке Форекс; осуществлять реализацию образовательной программы (обучающих курсов, лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) по вопросам совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. Осуществление форекс-компанией видов деятельности, не указанных в абзацах четвертом-шестом части первой настоящего пункта, запрещается.
использовать иностранную валюту при расчетах с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями по заключенным соглашениям, при формировании гарантийного фонда, а также при осуществлении выплат из гарантийного фонда клиентам по обязательствам форекс-компаний, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; приобретать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, открывать без разрешения Национального банка счета в банках-нерезидентах и совершать по ним валютно-обменные операции на внешнем валютном рынке для целей, предусмотренных Положением о деятельности Национального форекс-центра.
формирует и ведет реестр в определяемом им порядке; устанавливает формы заявления юридического лица о включении в реестр и свидетельства о включении в реестр; устанавливает минимальный размер обеспечительного капитала, порядок его формирования, пополнения и использования; устанавливает требования к содержанию правил совершения операций; устанавливает предел риска форекс-компании; устанавливает предел риска Национального форекс-центра при совершении Национальным форекс-центром с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в отношении совокупной открытой позиции их клиентов (суммы открытых позиций клиентов); устанавливает порядок проведения Национальным форекс-центром проверки программного обеспечения на соответствие установленным Национальным банком требованиям; устанавливает формы и объем отчетности, представляемые форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, сроки и порядок их составления и представления в Национальный банк и Национальный форекс-центр; устанавливает формы и объем отчетности, представляемые Национальным форекс-центром в Национальный банк, а также сроки и порядок их составления и представления; устанавливает критерии, при соблюдении которых форекс-компания вправе осуществлять вывод совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов) на внешнего контрагента с учетом ограничений, установленных настоящим Указом; устанавливает критерии в отношении внешних контрагентов, на которые форекс-компании вправе осуществлять вывод совокупной открытой позиции клиентов (суммы открытых позиций клиентов); устанавливает требования: к программному обеспечению, необходимому для осуществления деятельности на внебиржевом рынке Форекс посредством глобальной компьютерной сети Интернет и (или) использования иных технических средств и представления отчетности в Национальный форекс-центр и Национальный банк; к организации внутреннего контроля и управления рисками в форекс-компаниях, Национальном форекс-центре; к режиму функционирования текущего (расчетного) банковского счета со специальным режимом функционирования для формирования и использования обеспечительного капитала.
выступать заказчиком аудиторской услуги по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности форекс-компании; устанавливать предельный размер маржинального плеча; устанавливать минимальные размеры резервов форекс-компаний, порядок их формирования; устанавливать для форекс-компаний финансовые нормативы, включая нормативы ликвидности и предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных от клиентов, к собственному капиталу форекс-компании, а также размеры таких нормативов.
В рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, Национальный банк вправе направлять обязательные для исполнения: требование (предписание) об устранении выявленных нарушений; требование о принятии форекс-компанией мер по улучшению ее финансового состояния в случае создания положения, угрожающего финансовой надежности данной организации, своевременному и полному исполнению ею своих обязательств; требование о внесении средств в гарантийный фонд (в том числе при поступлении от Национального форекс-центра информации о неисполнении форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией обязанности по формированию гарантийного фонда); предписание о запрете привлечения форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией денежных средств клиентов по соглашениям; предписание о запрете на совершение операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в случаях, установленных в части третьей настоящего пункта; требование об отстранении от занимаемой должности руководителя форекс-компании, сотрудника подразделения (включая его руководителя), осуществляющего внутренний контроль, в случаях, установленных в части третьей настоящего пункта. Основанием для направления Национальным банком предписаний и требования, предусмотренных в абзацах пятом-седьмом части второй настоящего пункта, могут являться следующие нарушения, выявленные в ходе проверок, в том числе камеральных проверок: несоблюдение форекс-компанией минимального размера уставного фонда форекс-компании; несоблюдение форекс-компанией минимального размера обеспечительного капитала; несоблюдение форекс-компанией размеров финансовых нормативов (финансового норматива) в случае их установления Национальным банком; несоответствие руководителя форекс-компании, сотрудника подразделения (включая его руководителя), осуществляющего внутренний контроль, предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации; непринятие мер по улучшению финансового состояния форекс-компании в случае создания положения, угрожающего финансовой надежности данной организации, своевременному и полному исполнению ею своих обязательств; систематическое (два раза и более в течение календарного года) непредставление (несвоевременное представление, представление недостоверной) отчетности форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в Национальный банк, Национальный форекс-центр; систематическое (два раза и более в течение календарного года) нарушение форекс-компанией, банком, небанковской кредитно-финансовой организацией требования об исполнении распоряжения клиента о фиксации цены базового актива при совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами на лучших для клиента условиях в данный момент времени; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несоблюдение предельного размера маржинального плеча в случае его установления Национальным банком; систематическое (два раза и более в течение календарного года) нарушение форекс-компанией порядка формирования, пополнения и (или) использования обеспечительного капитала.
освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, полученные физическими лицами по заключенным с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями соглашениям; ставка налога на прибыль, установленная пунктом 1 статьи 142 Налогового кодекса Республики Беларусь, понижается на 50 процентов при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности на внебиржевом рынке Форекс.
22.1. в пункте 12 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. №320 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №58, 1/2748; 2007 г., №148, 1/8682; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.02.2013, 1/14055; 27.02.2014, 1/14857; 03.07.2014, 1/15134; 30.12.2014, 1/15537): абзац пятьдесят девятый после слова "организациями" дополнить словом ", форекс-компаниями"; после абзаца шестидесятого дополнить пункт абзацами следующего содержания: "осуществляет в соответствии с законодательными актами регулирование деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс); осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);"; абзац шестьдесят первый считать абзацем шестьдесят третьим; 22.2. в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №253, 1/11062; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654; 27.02.2014, 1/14857; 03.07.2014, 1/15134): абзац седьмой части первой пункта 5 дополнить словами ", и в рамках проведения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс)"; графу "Сфера контроля (надзора)" пункта 3 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного этим Указом, дополнить абзацем восьмым следующего содержания: "контроль за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс)"; критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденные этим Указом, дополнить пунктом 16-1 следующего содержания: "16-1. Привлечение денежных средств от физических лиц высокая форекс-компании".
приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом; принять иные меры по реализации настоящего Указа.
26.1. пункты 1-24 через девять месяцев после официального опубликования настоящего Указа; 26.2. иные положения этого Указа - после официального опубликования настоящего Указа. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко |